Большинство опрокидываний погрузчика происходят в боковые стороны, а не вперёд. Золотое правило: не спрыгивать, а оставаться в кабине. Все современные модели оснащены ремнями безопасности, и операторы должны пристёгиваться!
По сравнению с автомобилем вилочный погрузчик более высокий (особенно с поднятым грузом) и узкий, поэтому склонность к боковому опрокидыванию у него выше.
Чтобы он не перевернулся, операторы должны соблюдать следующие правила:
- Избегать резких поворотов на высокой скорости, причём без груза на опущенных вилах резко поворачивать даже опаснее.
- Избегать маневрирования с высоко поднятым грузом. Если без этого нельзя выполнить работу, нужно оценить риск.
- Через препятствия нужно переезжать по диагонали, под углом 45° и очень медленно.
- Регулярно проверять давление в шинах. Падение давление в любой из шин вызовет проблемы с устойчивостью.
- Не поднимать груз, если он поднимается над опорной решёткой выше, чем на 1/3.
- Избегать наезда на повреждённые части пола и препятствия.
- Размещать груз на вилах равномерно, с учётом его центра тяжести.
- Осторожно передвигаться по наклонной поверхности.
- Избегать подвижной (динамической) нагрузки.
Треугольник стабильности вилочного погрузчика
Давайте взглянем на схему. Передние колёса вилочного погрузчика обозначены большими красными точками, а задние рулевые колёса – меньшими красными точками. На схеме видна левая половина треугольника стабильности. CD – условная центральная линия машины. AB – одна из сторон треугольника стабильности. Если центр тяжести выйдет за пределы линии AB, машина опрокинется на бок.
Интересно, что для трёхколёсного погрузчика схема принципиально не изменится, и он поведёт себя аналогичным образом. Это говорит о том, что трёхколёсные вилочные погрузчики такие же безопасные, как и четырёхколёсные, если соблюдать правила эксплуатации.